Привет, это Лариса Пак и подкаст Ежедневные смыслы. В этом подкасте мы осмысливаем новые нормы, которые появляются в нашей реальности, обсуждаем новые идеи для жизни. 

Если вам нравится наш подкаст — поставьте нам оценку, звездочки в приложении iOS, и поделитесь с другом, которому это могло бы быть интересно. Вообще, я считаю, что слушатели подкастов — это самые прогрессивные товарищи, ведь вы смогли найти нас в большом мире контента. Поэтому тем ценнее поддержка в вашем лице, ведь подкасты в основном слушают по рекомендациям друзей. 

Отдельное спасибо я аудиально отправляю всем нашим патронам, кто оформил подписку на сайте Patreon. Эти деньги помогают нам оплачивать различные аудио сервисы! А также, благодаря вам в том числе, в этом сезоне с нами работает прекрасная редактор Александра Тян, и это супер-сила )

Это вторая часть выпуска о домашнем обучении. И в этот раз — 

Наши герои разбросаны по всему миру , но всех их связывает одно — последние месяцы они учатся и преподают дистанционно. 

Среди наших героев мама двоих детей, которые учатся дистанционно с начала пандемии:

Ира Зверева:

Меня зовут Ира Зверева, я копирайтер и креативный директор агентства, у меня двое детей, один из них в 11 классе, я испытываю шок и трепет в связи с дистанционным обучением. 

Автор:

Еще мы поговорили с двумя сестрами — одна из них учится в 10 классе в Москве, а другая — в университете в Милане.

Алиса Носкова:

Меня зовут Алиса Носкова, я учусь в 10 классе в Москве, и я на дистанционном обучении из-за ковида.

Александр Адаскина:

Александра Адаскина, живу в Милане, учусь в университете Милане, на курсе арт менеджмент

Автор:

Наконец, для полноценной картины мы созвонились с преподавателем Высшей школы экономики, у которой, к тому же, двое детей на дистанционном обучении.

Анна Новикова:

Меня зовут Анна новикова, я профессор ВШЭ, живу я в Москве. Занимаюсь вопросами истории медиа, историей искусств, и немного вопросами образования тоже. 

Мне повезло, потому что я столкнулась с этим в прошлом году. Мне самой захотелось, и я стала первым преподавателем в ВШЭ, который попробовал эту систему дистанционного образования. 

В каком-то случае у меня получалось лучше, в каком-то чуть хуже, но в принципе в карантин я входила в неком недоумении, потому что мой эксперимент закончился не так, как я предполагала. А потом все рухнуло и стало необходимо приспособиться. С в зуме дома записывала себя, потому что я боялась, что все рухнет. Этот панический страх в определенном смысле остаётся, и он конечно очень мешает в принципе и студентам и ученикам. Вот как я в смысле и преподавателям и студентам и ученикам в школе, потому что я Мама двух подростков разного возраста которые сейчас вынуждены учиться дистанционно.

Автор:

С какими же трудностями столкнулись родители и дети, когда из-за карантина все обучение перешло онлайн? 

Ира Зверева:

Понятно, что одна из проблем — техническая. Все постоянно падает, отваливается, платформы перегружены, иногда большую часть урока дети просто бегают за учителем с платформы на платформу и все. Угнетают постоянные переклички и сбои. Второе, это самая наверное большая проблема — это то, что онлайн обучение эффективно только при очень высокой замотивированности учеников, потому что в оффлайне у преподавателя есть всегда возможность вернуть внимание ученика. А тут тебе нужно и что-то говорить, и контролировать огромное количество видосиков, это очень сложно. И для преподавателя, и для ученика. 

Я не могу сидеть весь день в родительских чатах, и я думаю, что большинство не может, контролировать детей постоянно. Это большая нагрузка и на родителей и неконструктивная, к тому же. Но тут как — когда нет вариантов, приходится подстраиваться под новую реальность. Я с одной стороны очень рассчитываю, что все будут делать скидки на то, что дети будут хуже усваивать и понимать.

Анна Новикова:

Насколько я понимаю это был такой синтез двух причин с одной стороны это был психологическая стрессовое состояние а с другой стороны то что я для себя очень сильно поняла что Когда пишу лекции и даже когда я их веду я напрягаюсь, а потом я как бы перекладываю напряжение на плечи студентов.

Оно может быть вариантом нормы, но не может быть нормой. Потому что все-таки все люди разные, и степень их готовности.. Для в первую очередь это ответственность Да вот взять на себя полную ответственность их на самом деле ведь происходит. Тут я уже даже не как преподаватель и не как родитель, а скорей как историк Культуры. Да могу сказать происходит в общем естественный процесс, который происходит во всех креативных индустриях так или иначе. 

Идёт перемещение акцентов с художника да, в данном случае это преподаватель или учитель в школе, на зрителя и возникает эта история с эмансипированным зрителем, про которую уже говорят там активно говорят на самом деле весь 20 век. но и интерактивным контентом, на который рассчитывали журналисты, поскольку я занимаюсь медиа, Я очень хорошо помню как вот все махали крыльями и говорили что значит сейчас будет у нас куча пользовательского контента и вообще нам останется только чуть-чуть его модерировать и больше ничего.

Ну вот на примере театра и на примере медиа мы уже увидели совершенно очевидную историю. Да, есть зритель, который будет активно участвовать в иммерсивных спектаклях и включаться в перформативные всякие разные практики, которые театр предлагает. Да есть Да есть публика которая будет делать пользовательский контент того или иного качества его размещать, но довольно большой процент публики не включается и хочет остаться зрителем

Мне очень хочется верить что всё-таки с с пандемией как-то культура справится да и у нас будет выбор то или это да они вот такая вынужденная ситуация Как складывается сейчас. Но я совсем не уверена что все будут готовы выбрать иммерсивный спектакль значит интерактивное интерактивное полностью медиа взаимодействия и полностью дистанционное образование, где ты действительно должен быть включенным пользователям для того чтобы преподаватель превратился в модератора.

Алиса Носкова:

Сначала было очень интересно, было здорово, что можно вставать позже, не тратиться на такси, но потом начались проблемы со связью, много домашних заданий. Эффективность снизилась, некоторые ученики это почувствовали. И я не могу сказать, что это прям большое преимущество. 

Хочется побольше видеться с людьми, сейчас из-за ковида закрываются не только школы, но и общественные месте. Ты почти не видишься с одноклассниками. Конечно, хотелось встречаться с людьми, я это особенно в сентября почувствовала, когда мы вышли на очное обучение. И как-то контролировать себя, потому что теперь все зависит только от нас, это все сложности.

Александра Адаскина:

Директор моей программы (он гей), в августе он женился, у них была большая красивая свадьба и в конце февраля они уехали на мальдивы в свадебное путешествие, без связи. И этого плавного перехода его просто не было.

Поскольку директор был на ханимуне, у нас недели две не было занятий. У нас переход занял 2,5 недели, и это очень сказалось. У нас программа всего год, но очень интенсивная. И я карантин даже не заметила. И + у нас много филд трипс, которые отменились. Напрмер, в Кремону, потому что там вообще первый пациент нашелся.

Но вообще из всей группы я была наиболее оптимистичная. Сейчас очень смешно об этом вспоминать. Человек 10 сразу взяли и уехали, а я громче всех кричала, что это всего на две недели, подумайте об экономике. Я на самом деле сначала была оптимистичной, но потом началось. Я чувствовала себя в центре событий, мне никогда так много не писали в инстаграме. Плюс было так много учебы, что времени страдать просто не было. Меня очень беспокоил момент этих поездок и стажировок. Мне кажется, что вообще области искусства пострадала второй после туризма. И это больше стресса, чем отмененные поездки даже.

Это точно так же, как все говорят что все музеи должны быть интерактивными — но ведь их ценность в том, чтобы хранить наследие. И на мой взгляд, я очень рада, что они организовали дистанционное обучение, но это очень повлияло на качество. 

У нас было 34 человека, из 16 стран. От Индии до Мексики, и у меня было одновременно две группы для проектов, в одной группе девочка из Индии, а в другой из штатов, и нам нужно было подстраиваться под часовые пояса. У одной девочки вообще было тяжело, потому что она уехала в Китай, и их пытались подстраивать, но кому-то неудобно, потом вечером, и у нас некоторые начинали учиться в 10 вечера. А вторая проблема, в Китае много всего заблоено и например в зум она не могла зайти

Онлайн история нас отстранила. Во имногом потому что я понимаю, что есть люди, которых я вряд ли вообще увижу. У нас есть девочка в сингапуре, и у нас церемония должна проходить в декабре. И она уже сказала, что она не сможет приехать. И дистанционная история очень отстранила. Но очень помогло то, что были 10-12 человек, которые остались в Милане, и как только нас в мае выпустили, мы все супер сблизились.остались рандомные люди, которые так близко между собой не общались. 

Я помню, что был период, когда было прям супер тяжело. Когда много пошло новостей, про смерти, самоубийства. Это был момент, когда мне было супер страшно. Мне звонила мама, и казалось, что это вообще чума прям. Я почувствовала, что это прям кино. А так, у нас было так много учебы, это нас супер спасло.

Автор:

Но несмотря на все сложности, даже за тысячи километров и в четырех стенах комнаты, наши герои находят над чем посмеяться и не теряют оптимизма.

Ира Зверева:

У нас было онлайн родительское собрание. Мне казалось, что все в порядке, я все проверила, звук выключен. И тут домой приходят муж и с порога говорит — смотри, я кроссовки купил. А там далеко, плохо видно. И я кричу “да, очень классные ***, только я не вижу ничего (там другое слово)” и тут я краем уха слышу, что родительский чат замолчал. Я смотрю на видео классной руководительницы, а они все побледнели и смотрят удивленно на камеру. И я понимаю, что микрофон-то у меня не отключен. Я сказала, извините за меня французский. 

Анна Новикова:

Наверное вот самое яркое впечатление которое есть, это то что открылись двери домов. это с одной стороны то что действительно есть некая такая проблема, но скорее не дистанционного образования, а именно карантина потому что действительно наши приватные пространства они вдруг неожиданно стали публичными. и по этому поводу короче уходит очень много шуток типология там какие преподаватели, Какие,. На каком фоне предпочитают значит вести занятия. Ну естественно было Дикое количество смешных историй особенно в начале когда животные заходили. Да вот код у меня кот,  привычку интересоваться естественно всем и были моменты и оставить его здесь нельзя. и были моменты самые такие серьёзные трогательные когда ты что-то такое читаешь объясняешь у тебя на плече оказывается кот, который начинает значит лапами там теребить твою причёску но когда это семинар то в общем можно похихикать когда небольшая лекция или какое-то мероприятие там совещание похихикать не очень получается.

Но детям как раз в школе Оказалось это очень здорово потому что получилось всё наоборот, да, что они в обычной школе они ну как бы на перемене Что делают современные дети Они достают гаджеты и начинают играть в компьютерные игры. А здесь получилось наоборот что они на уроке играют в компьютерные игры извините да потому что это правда у них два а то и три гаджета одновременно, а на переменах они начинают ходить с телефоном и показывать значит у кого кошечки-собачки значит заодно мы выяснили что у кого-то есть черепашки, у кого-то даже по-моему змеи и так далее. и такая же на самом деле картина была со студентами вот в первую волну потому что они оказались, часть из них уехала домой, но мы собственно просили уехать домо. мы вот имели возможность, когда они включали камеры тоже Созерцать дома квартиры, но чаще оказывалось что это вот частные дома в регионах, и там тоже забегали какие-то члены семьи периодически дети братья и сёстры. 

Александра Адаскина:

— Еще была смешная история, у одного профессора был очень красивые дом, увидели у него за спиной самовар. Он такой — копия санта клауса. И он встает, чтобы показать его. И говорит : я перед тем, как скачать зум, прочитал руководство, и там написано — обязательно надевайте брюки, и теперь я понял, зачем они это писали

Анна Новикова

— На самом деле, можно в процессе, чтобы это прозвучало смешно, но на самом деле это сложные \эмоциональные процессы, и социальные процессы, потому что видимость того, как странно устроена административная система, и конечно молодые люди её видят в подростковом таком протестом возрасте, они её видят гораздо острее и подают вот через какие-то свои картины максималистские. Это выглядит в записи смешно, а в жизни ты это на самом деле совсем не столько смешно сколько Действительно это будет какая то другая, у этих детей будет другой опыт вообще всего хорошего это будет опыт или плохой это будет опыт на самом деле то есть как мы скажем мы потеряли там Поколение из-за этого и наоборот мы приобрели что-то такое, что могло бы ещё долго не сформироваться, не знаю.

В реальном мире очень много случайностей, а в электронном мире мы пытаемся от этих случайностей освободить. И всякие сбои лучше, мне кажется, чем стерильная среда. Вот этот элемент случайности и вторжения, его нет. А все-таки и университетское и школьное, в меньшей степени. Именно школы в университет немножко растеряны, потому что в университете гораздо больше уровень открытости и уровень вторжения чего-то непредсказуемого, незнакомого людей или событий или чего-то. и поэтому так все западают на котиков, прыгающих в кадр Да потому что это вторжение. и вот эти смеховые моменты Мне кажется они Важны именно потому что в них Вот это непредсказуемость, вторжение она и проявляется проявляются. 

И все мои дистанционные записанные курсы они были прекрасны, но они были в этой закрытой студии и не предусматривали этот элемент. 

Автор:

В следующий раз ждите выпуск про… войну. А большинство войн у нас сейчас информационные.  

Это был 69-й выпуск подкаста “Ежедневные смыслы”. Если он вам понравился — поставьте нам оценку в приложении подпишитесь на нас в Телеграме и расскажите о нас друзьям. Если у вас есть интересные истории — пишите нам в Телеграм или на почту. До новых смыслов! 

В выпуске принимали участие:

Ира Зверева, копирайтер и креативный директор рекламного агентства, мама двоих детей на дистанционном обучении. 

Алиса Носкова, ученица 10 класса из г.Москва, на дистанционном обучении с марта 2020 года. 

Александра Адаскина, студентка бизнес школы в Милане, на дистанционном обучении с февраля 2020. 

Анна Новикова, профессор Высшей Школы Экономики, историк культуры. 

Редактор выпуска — Александра Тян

Полезные ссылки

Станьте нашим патроном! 

https://www.patreon.com/everydaybyday

Телеграм канал сообщества

https://t.me/everydaybyday

Сайт подкаста со всеми выпусками

www.everydaybyday.com